Учительское усреднение и одеревеневшая зарплата

18:09 13.02.2020

Если 99 % школьных учителей Северной Осетии действительно получили прибавку к зарплате, а 1 % учителей в деньгах потеряли, то можно ли это назвать повышением заработной платы всех педагогических общеобразовательных учреждений республики? Скорее нет, чем да, как с присущей им осторожностью и деликатностью говорят социологи. 

Соотношение 99 к одному – достаточно условное, объективной картины пока не существует, и для того, чтобы она была, нужно «прошерстить», по меньшей мере, 6700 зарплатных ведомостей наших учителей за январь, и такое же количество за декабрь.  Но кто в состоянии это сделать, и где взять столько людей для кропотливой работы?

Мы как-то попривыкли к модному слову «мониторить», но от мониторинга до результатов взвешенного и системного анализа – дистанция огромного размера. По нынешним временам дотошные аналитики у власти в фаворитах не ходят, и зачастую говорят вещи, которые начальственный слух не ласкают.

Если учесть, что в республике 200 общеобразовательных учреждений, то получается, что в среднем в двух школах учителя за истекший январь получили меньше. Налицо тревожный сигнал, свидетельствующий о том, что повышение зарплаты наших педагогов стало темой номер один, и таковой останется в ближайшее время.

Cказать, что после первой в наступившем году получки учительское сообщество напоминает встревоженный улей – это может быть и перебор, но напряжение в педагогической среде, несомненно, чувствуется. Единственное, пока трудно судить, насколько морально-психологическое состояние учителей повлияло на целостность и качество образовательного процесса, и здесь нужно «спеть дифирамбы» нашей сезонности ОРВИ, когда на протяжении последних пяти лет в школах республики объявляют двух или трехнедельный карантин.

Если взять предысторию вопроса, то с точки зрения идеологии, майские указы 2012 года тщательно продуманы и четко выверены.  Между педагогом, стоящим у доски с мелом и указкой, и токарем, вытачивающим очередную деталь нового изделия, разницы быть не должно – оба являются созидателями, и своим трудом творят наше общее будущее. А это значит, что заработная плата школьных учителей должна равняться заработной плате в экономике региона.

Однако, на этом весь идеологический позитив, заложенный в показателе средней заработной платы учителей, быстро кончается, и виной тому неоднородное экономическое развитие субъектов РФ.

Если взять официальную и открытую статистику по российским регионам за девять месяцев 2019 год (годовой пока еще нет), то лучше всех в нашей огромной стране живут учителя Чукотского автономного округа, их где среднемесячная зарплата превысила 99 тысяч рублей. На втором месте педагоги Ямало-Ненецкого автономного округа с зарплатой в 97 500 рублей, а на третьем – их столичные коллеги, которые зарабатывают 97 200 рублей в месяц (https: //kavkaz.rbc.ru/kavkaz/07/11/2019/5dc2d5959a794754a6da4e96). 

В нижних строчках рейтинга весь Северный Кавказ, в том числе и наша республика, и удивляться этому не стоит. Нефтегазоносный ЯНАО может себе позволить такие расходы на образование, а Осетия и другие кавказские республики, не могут. 

Когда литр дизельного топлива стоит в шесть–семь раз дороже килограмма зерна кукурузы или пшеницы, то никакая развитость и продвинутость агропромышленного комплекса учителя точно «не озолотит».  Успешный на всю страну в сельскохозяйственном плане Ставропольский край намолотил в прошлом году около 8 млн. тонн пшеницы общей стоимостью более 50 млрд рублей, что в полтора раз больше бюджета Северной Осетии, но стал ли от этого ставропольский учитель богаче? Абсолютно не стал, потому что вместе с отпускными его зарплата составила 25 300 рублей – на три тысячи больше, чем в РСО-Алания.   

Сейчас промышленное производство в РСО-Алания вызывает лишь чувство ностальгии.  В общей сложности в этом реальном секторе экономики у нас работают около 15 тысяч человек, но своим трудом один рабочий должен обеспечить зарплату себе и управленцу, а за счет полученной прибыли сформировать хоть какую-то часть фонда оплаты труда не только учителя, но и врача, библиотекаря, артиста, тренера по футболу и других бюджетников. Это какую продукцию нужно выпускать, и какое производство с невероятным показателем добавленной стоимости у нас должно быть, чтобы хотя бы наполовину приблизиться к учителям из Чукотки? Нет такой продукции, как и не существует таких сверхприбыльных производств.  

От сильнейших перекосов учительских зарплат по всей стране, думающий человек начинает морщиться, как от сильной зубной боли. Возможно, какие-то изменения будут – ведь это совершенно ненормальная ситуация, когда КИМы у нас, в России, идентичные, что на Камчатке, что на Кубани, а средняя заработная плата учителей, от которых напрямую зависит результаты его учеников по ЕГЭ, отличается в разы. Окончательное решение по выравниванию зарплат учителей в регионах пока еще не созрело, хотя время уже серьезно упущено.

 И все же показатель средней заработной платы учителей удобен только финансистам. Все расчеты здесь идут по накатанной: количество педагогов- известно, с достаточно высокой точностью определяется, сколько денег нужно за один месяц, потом поквартально, и в итоге за один календарный год с учетом отпускных выплат и обязательных отчислений в Пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования. Главное, чтобы денег в бюджете хватало. Вывел финансист блестящий баланс, отправил деньги в образование, где ответственные лица сами разберутся, кому, и что начислять, какие надбавки снимать, что прибавлять и отнимать. Такова вкратце технология процесса, и здесь даже нет ни малейшего намека на нарушение бюджетного законодательства. Все чисто, прозрачно и логично.

А что у нас на уровне отдельно взятой школы?  Тревог больше, чем радости. Когда умудренный педагогическим и управленческим опытом директор получает 60 тысяч рублей в месяц, и три молодых учителя получают по 12 тысяч рублей, то в среднем, на четверых получается 24 тысячи рублей, что даже несколько превышает уровень опять-таки средней зарплаты по экономике региона.  По цифрам, вроде, все «пробивается», но до оптимизма далеко — на одного довольного зарплатой педагога приходится трое недовольных. Вот такова цена учительской усредненности.

А может при формировании показателя средней заработной платы учителей нужно было вводить жесткое правило, согласно которому, в школе не должно быть четырехкратного или пятикратного разрыва между самой высокой и самой низкой зарплатой. Но, не все так просто. На 60 тысяч рублей в месяц директора найти еще можно, в том числе на конкурсной основе. Чуть сложнее окажется ситуация, если зарплата первого человека в школе составит 50 тысяч рублей, и серьезная проблема возникнет на следующей ступени понижения. Вот построят в этом году на северо-западной окраине Владикавказа школу на 1100 мест стоимостью 650 млн. рублей, но кто согласится быть директором на зарплату в 40 тысяч рублей, а эта сумма меньше, чем средняя заработная плата врача, опять-таки по тем же майским указам. Вот и получается замкнутый круг, и здесь никакие грозные коэффициенты разрыва зарплат ситуацию не спасут.

С каждым годом тема средней заработной платы учителей только и «деревенеет» — немало копий сломано, да и столько дров наломали, что мало никому не покажется, но вся проблема в том, что учитель-то жить лучше и не стал.  А в данном случае, глагол «жить» нужно приравнивать к глаголу «учить».

Можно ли исправить ситуацию с повышением заработной платы учителей в ближайшие два месяца?  Вопрос-резонный, но трудно отделаться от ощущения того, что наблюдаешь за спортсменом, оказавшимся в секторе для прыжков в высоту. Существенно подняли планку зарплат, у прыгуна хороший разбег, благо бюджет позволяет, и вот он взмыл вверх, на секунду завис над планкой, но почему вместе с ней и нехорошими сопутствующими звуками, рухнул на маты. Отзвуки такого падения волнами разошлись в социальных сетях и прочно закрепились в общественном восприятии.

И осталось у нашего незадачливого спортсмена еще две попытки. Но все же управление образованием это не легкоатлетический манеж, и очень жаль, что это поняли далеко не все, кто занимается таким управлением.

Блоги, представленные на нашем сайте, выражают частное мнение авторов. Редакция не несет ответственности за содержание авторских материалов в этом разделе.

Другие публикации

См все