Два героя самоизоляции

18:20 26.05.2020

Жаль не удается найти мальчишку, чей радостный голос звучал в социальных сетях, получив при этом несколько десятков тысяч «лайков» и куда больше просмотров. От души хотелось пожать мягкую ладошку ученика, готового идти в школу, хоть маршем, хоть вприпрыжку бежать, чтобы широко улыбнуться всем учителям и обнять каждого из них. Такое желание дорогого стоит, но это вовсе не результат реформирования системы образования, а конкретный итог почти двухмесячной дистанционной учебы.

«Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа» — цитата из произведения великого Чехова довольно точно отражала эмоциональное состояние участников процесса дистанционного образования, к которому пришлось прибегнуть из-за введенного режима самоизоляции. От проблем, неожиданно возникших при использовании образовательных платформ, голова шла кругом, и могла легко слететь не только классическая шляпа, но и солидная норковая шапка не удержалась бы на своем месте. 

Педагогам республиканских школ, порекомендовали, в частности, поработать на таких образовательных платформах, как «uchi.ru», «zoom», «yaklass.ru», и это лишь краткий перечень из обилия интернет-ресурсов, созданных отечественными «айтишниками». Хлеб они, как выяснилось, едят не зря, но учеба в условиях самоизоляции сразу же натолкнулась на первую серьезную проблему, и это — каналы связи. Именно они и не выдержали резко взлетевшей нагрузки на инфраструктурные сети — ведь помимо учеников и педагогов, дома остались те, кому пришлось уйти в вынужденный простой.

День в интернете – это как день на скачках, когда ставишь на одну лошадь, а она и до финиша не дотянула. Так и здесь все происходило – долгая загрузка ресурса, постоянная перезагрузка «системника», хронические сбои, и нередко каждое касание клавиатуры вызывал нервотрепку. Тот, кто этого не испытал, это богатый человек, сохранивший миллиарды очень маленьких и крайне нужных клеток.

 Вторая проблема была связана с тем, что в республике никто толком не занимался длительным тестированием указанных платформ, и не особо задумывался, какие «подводные камни» подстерегают учителей, учеников и их родителей уже на практике. Теоретические курсы для педагогов были, но вряд ли скоротечное повышение квалификации может охватить или предсказать весь перечень проблем, преимущественно технического характера, до неприличия обнажившихся во время самоизоляции. Разобраться с ними, в лучшем случае может учитель информатики, а их в школах немного, и к каждому «руссоведу» его точно не приставить.

И сети, и курсы, естественно, уперлись в два главных фактора – время и деньги. Из этой же «оперы» и третий негатив в виде устройств приема и передачи данных. И здесь не секрет, что далеко не каждая семья в РСО-Алания, где есть дети школьного возраста, располагала персональным стационарным компьютером, ноутбуком, нетбуком или планшетом. 

Дистанционное образование предусматривает равенство участников процесса, а это значит, равный доступ к сетям и устройствам. И если следовать такому принципу, то ноутбук стоимостью от 20 до 25 тысяч рублей должен быть у каждого ученика, а их республике свыше 86 тысяч, и у каждого из более чем 8 тысяч педагогов. 

Все это, даже при четко проведенном тендере, обойдется, как минимум, в два миллиарда рублей – сумма заоблачная не только для нашего республиканского бюджета, но и скромных бюджетов северо-кавказских республик.  С деньгами все понятно, и даже если бы они фантастическим образом появились, то маловероятно было бы за пару приобрести 30-40, а то и 50 тысяч ноутбуков с лицензированным программным обеспечением на всем Северном Кавказе ввиду их фактического отсутствия в таких количествах.

Сегодня следует констатировать, что в инструментальном и технологическом плане систему дистанционного образования в период коронавируса буквально «на зубах» вытащили смартфон, подключенный к интернету, и мессенджер «Whatsарр». 

А теперь о людях, и сразу же об учителях, на которых выпала колоссальная нагрузка, независимо от предмета. Педагог не может работать ради галочки, и его главная задача в максимально доступной для учеников форме дать новый урок, и вместе с ним качественные знания.

Вкратце фотография рабочего дня учителя в условиях самоизоляции выглядела примерно следующим образом. Встать с утра пораньше, и еще раз внимательно оценить то, что нужно довести до детей, нанести последние штрихи в плане урока. Затем записать собственное видео с рассказом об изучаемой теме, сформулировать домашнее задание, и переслать все это по «ватсапу». Привычная классная доска осталась в прошлом, и в виртуальное пространство не вписывалась. 

Но организация дистанционной учебы без контроля теряет какой-либо смысл, а это значит, что нужно удостовериться в том, все ли ученики получили задание и поняли, что им предстоит. Все это желательно делать в первой половине дня, пока не накопилась предательская усталость.

Дальше, по идее, должен был идти период подготовки педагога к очередному уроку, но гладко он не проходил – всегда из двух-трех десятков учеников, как минимум, находились пять-шесть человек, у которых были вопросы и уточнения задания, и ставили они их посредством звонка или голосового сообщения по мессенджеру. Одним словом, обратная связь в действии, и уже ближе к вечеру, как из рога изобилия, на учительский смартфон начинали сыпаться уведомления о присланных домашних заданиях. Уведомления могли и приходить ближе к полуночи, опять — таки со ссылкой на слабый интернет. В итоге рабочий день педагога растягивался до запредельных часов, отражаемых двухзначной цифрой.

Каждую сфотографированную и присланную страницу из школьной тетради нужно было внимательно прочитать на дисплее телефона, и выставить оценку проделанной работе. Но не все происходило так просто. Прежде чем выставить оценку, и затем занести ее в электронный дневник, учителю приходилось в индивидуальном порядке каждому ученику присылать аудиофайл с указанием ошибок и разбором домашнего задания. Читал, к примеру, с дисплея телефона учитель русского языка и литературы текст сочинения по Достоевскому, и одновременно наговаривал аудио по «ватсапу», в котором указывал на недочеты в виде стилистических и орфографических ошибок. Затем этот файл отсылался ученику обратно. Результат подобного напряжения очевиден, и заключается в нарастающих проблемах со зрением. Как компенсировать такие потери? Понятно, что через бюджет, но бюджет – это не эспандер, который легко растягивается крепкими руками опытного преподавателя физкультуры.

Если ради здоровья не жалко собственных учительских денег и есть некоторая продвинутость в использовании «девайсов», можно было домашнее задание, полученное от каждого ученика, распечатать на принтере, красной пастой отметить ошибки, сфотографировать и отослать обратно. Но и здесь были «подводные камни» – неделя работы в таком прогрессивном формате истощила бы пачку бумаги и высушила ресурс картриджа, но приобрести новые расходные материалы невозможно. Во-первых, недопустимо нарушать режим самоизоляции, и во-вторых, торговые центры не работали.

Круг замкнулся, но не все так плохо, и нужно быть оптимистом. Судя по отзывам в тех же социальных сетях, и в беседах со знакомыми горожанами, родители, побывавшие в самоизоляции, и почувствовавшие вместе с детьми тяготы дистанционного образования, теперь большей частью солидарны в одном: труд учителя – это адский труд, правда, оценивается и оплачивается он не по-райски, причем от слова совсем.  

Такая солидарная оценка в эпоху коронавируса – вещь, безусловно, стоящая. И в правду — можно с отличием закончить СКГМИ, прекрасно знать высшую математику и мудреный «сопромат» (сопротивление материалов), но этого недостаточно для того, чтобы научить сына или дочь решать задачи с логарифмами, косинусами и усеченными пирамидами. Родитель с инженерным образованием легко их одолеет, но он не способен рассказать, как это ему удается, не способен пояснить, разъяснить и одновременно раскрыть суть единственно верной методики, приводящей к решению сложной задачи. Способен на это только учитель.

Поэтому прав тот самый неизвестный мальчишка, который ждет, когда, презрев эту самую социальную дистанцию, и изрядно надоевшую медицинскую маску, можно будет прибежать в школу, и обнять родного учителя. Это и будет желанная встреча двух героев самоизоляции, с которой можно и картины писать, и фотографии в сетях выкладывать. И осталось только дату уточнить – задача, вроде с одним неизвестным, но трудно ее назвать простой и легко разрешимой.       

Другие публикации

См все