«Сею разумное, доброе, вечное»

19:32 5.10.2021

Виктория Травская, она же Виктория Кирилова, она же Тори Грасс — преподаватель Владикавказского института управления, писатель и блогер. Виктория — автор семи книг и сборников стихотворений, которые представлены в различных книжных магазинах.

Писатель живет во Владикавказе. Окончила филологический факультет Северо-Осетинского госуниверситета. После защиты диссертации стала работать преподавателем Владикавказского института управления. Читает студентам курсы логики, культуры речи и, с недавнего времени, философии.

В День учителя Виктория рассказала «КрыльямTV» о творческом пути, источниках вдохновения и о том, как гармонично совмещает преподавательскую деятельность и писательство.

— Когда Вы решили, что хотите стать преподавателем?

— У нас в семье уже три поколения педагогов. Мой дедушка тоже преподавал. Был деканом химико-биологического факультета СОГУ, сейчас там преподает мой дядя – Сергей Владимирович Кабанов. Но я быть преподавателем не хотела. Пошла на филфак, потому что хотела стать журналистом, однако факультета журналистики в университете тогда не было, а уехать, в силу разных обстоятельств, я не смогла. Причем при поступлении мне пришлось преодолеть сопротивление семьи, все хотели, чтобы я стала врачом или, в худшем случае, пошла по стопам дедушки, но я уперлась и поступила на филфак, о чем ни разу не пожалела.

А после защиты диссертации меня пригласили преподавать в институт. До сих работаю там, чем очень горжусь. Это первое место работы, куда я прихожу с удовольствием.

— Сложно было учиться на филфаке?

— Абсолютно нет. Студенческие годы я вспоминаю с большой теплотой. Единственный предмет, который мне не давался, это была логика, но кончилось тем, что я ее сейчас преподаю. Когда я писала диссертацию, то поняла, что мне не хватает базовых знаний логики. Я обложилась учебниками и на сороковом году жизни освоила логику с нуля. И настолько в нее влюбилась, что стала преподавать. Недавно также прошла переподготовку по философии — всегда хотелось ею заниматься. Так что работаю над собой постоянно.

— Вы себя считаете больше педагогом или писателем?

— И тем и другим, наверно. Я не могу выбрать. Мне безумно интересно работать со студентами. Вот иногда утром настолько плохо бывает, что думаешь: нет, не встану! Потом вытаскиваешь себя за волосы из болота и идешь в институт. Но уже буквально через полчаса я порхаю по аудитории, танцую с бубном и уже забыла, что плохо себя чувствовала. Так что общение с молодежью очень вдохновляет. Мне иногда думается: может, да ну его, может, расслабиться чуть-чуть. А потом понимаю, что не могу подвести своих студентов, ведь они пришли на пару, смотрят на меня и чего-то ждут, а я им сейчас скажу: читайте параграф сами! Ну как так можно? Они смогут сделать это и без меня, моя задача — объяснить им, зачем этот параграф читать и что с ним потом делать.

— За годы преподавания Вы заметили, что студенты меняются?

— Да, безусловно. Студенты, например, лет 15 назад бывали и умные, и одаренные, но не было у них какого-то хребта. У них настроение было какое-то… «вот мы ничего не можем изменить, от нас в этом мире ничего не зависит, да зачем делать над собой усилие, и так сойдет!» Вот такая у них была мораль. А сегодняшние, я вот смотрю, они настолько интересные и настолько независимые от внешних вещей. Они полны желания что-то изменить, что-то сделать, при этом они готовы к разочарованиям и очень трезво смотрят на жизнь, в отличие от нас. Мы были романтиками в студенческие годы. Нынешние студенты готовы работать, готовы что-то делать и вносить свой посильный вклад. Для них, для большинства, на первом месте — желание реализовать себя, а не попасть на «теплое местечко». Есть, конечно, и с ленцой студенты, но в основной массе ребята внушают сдержанный оптимизм.

— Ваша преподавательская деятельность влияет на ваше писательское творчество?

— Безусловно. Мои студенты — это один из моих источников вдохновения, потому что общение с ними помогает увидеть жизнь другими глазами. Очень полезно общаться с другим поколением. Я у них тоже многому учусь, они очень интересные люди. Конечно, где-то что-то я знаю больше них, но в каких-то вещах они меня уже опередили, и это правильно, потому что каждое следующее поколение должно опираться на плечи предыдущего. Оно должно оттолкнуться от наших достижений и двигаться дальше.

— С чего вообще начался Ваш писательский путь?

— С детства писала стихи, но мысль, что над стихами надо работать, пришла ко мне уже в студенческие годы. У меня были великолепные педагоги на филфаке, они привили мне хороший литературный вкус, научили разбираться в тексте и подтексте. Всегда вспоминаю их с благодарностью. Как-то много лет спустя после окончания университета встретила своего преподавателя, она спросила меня, чем я занимаюсь. Я говорю, «сею разумное, доброе, вечное». Она задумалась на секунду и ответила: «Ну, взойдет не все, но сеять надо!» Запомнила на всю жизнь эту фразу и ею руководствуюсь.

— А когда решились написать книгу?

— Я всю жизнь мечтала написать книгу. Много раз начинала, потом перечитывала, хваталась за голову и думала: это никуда не годится! Удаляла файл и начинала сначала. Потом бросила это дело, так как поняла, что получается какая-то мыльная опера. И где-то когда мне было уже 50 лет, думаю: вот если я сейчас не начну, потом будет уже поздно. Я села и буквально за три месяца написала роман, который я посвятила своему дедушке, книга об учителе. С этого все и началось, сейчас у меня уже 7 книг.

— Как при таком плотном графике находите время для писательства?

— Сама удивляюсь.  Я не могла выбрать время очень долго, потому что весь день расписан поминутно, а вечером я уже без сознания, я — жаворонок.  Как-то у нас дома был ремонт и состояние у меня было какое-то нервное, возбужденное, я стала просыпаться очень рано, то есть в два часа, в три часа, и не могла больше заснуть. И думаю: а что я лежу и в потолок плюю, дай-ка я начну книгу писать! Я села за ноутбук и стала писать. Постепенно это вошло в привычку.

— Чаще сюжеты Ваших книг — это вымысел или все-таки жизненные ситуации?

— По-разному бывает. Есть книги целиком выдуманные, но и в них, конечно, встречаются биографические моменты; но в основном это выдуманные сюжеты. Есть книга достаточно автобиографичная, там рассказывается о человеке, реально существовавшем, о его жизни, хотя и там присутствует вымысел.

Читать все-таки нужно. Я пишу свои произведения не для того, чтобы кого-то удивить. Человеку книга иногда нужна просто как друг, чтобы переосмыслить свою жизнь через опыт героев. Вот такие книги я и пишу.

Другие публикации

См все