Выставка произведений Валерия Байцаева откроется во Владикавказе 14 февраля

13:33 12.02.2024

Фото: alanicamuseum.art

Владикавказ. 12 февраля. КрыльяTV – С 14 февраля по 20 марта 2024 года в Северо-Кавказском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина состоится проект «Человек дошедший», в котором художник-керамист Валерий Байцаев обращается к целому кругу вопросов не столько научных, сколько духовно-нравственных.

Кто есть человек в цифровом мире? Меняются ли с точки зрения антропологии способы определения сущности и границ нового человеческого? Что следует из тех изменений, к которым ведет цифровизация и гаджетизация человека, – деградация цивилизации или новый виток в ее развитии?

Глобальные процессы, связанные с влиянием на повседневную жизнь цифровых технологий, начиная с изменений функций человека, его традиционного уклада, вытеснения его из привычных сфер деятельности до формирования новой личности и трансформации телесности, оказываются в поле интереса не только инженеров, биологов, антропологов и философов, но и современных художников.

Отношение художника Валерия Байцаева к стремительному погружению человека и общества в воронку тотальной цифровизации неоднозначно. Он отдает должное техническим достижениям человечества – полетам космических зондов к дальним планетам Солнечной системы, широкому использованию в медицине бионических имплантов и протезов, но в целом настороженно относится к стремительным процессам, разрушающим личность, взаимоотношения между людьми, само существование человека в мире.

В ответ на антропологический постулат «сложный человек в сложном мире» художник предлагает вернуться к «первоначальным настройкам», в систему координат, когда человек пребывал в гармонии с собой и природой. Валерий Байцаев исследует новую этику техногенного мира, анализирует действия человека, способные привести к непредвиденным для него последствиям, пытается определить точку невозврата.

Особенно острые переживания у художника вызывает факт подчинения всех сфер жизни цифровым технологиям, размен привычной свободы индивида на видимость защищенности, удобства, обеспеченную всеобщей цифровизацией. Человек сегодня не столько потребитель информации, сколько объект информации и, следовательно, объект воздействия на него различных технологий, использование которых не ограничивается какими-либо этическими нормами.

Это ощущение навязанного контроля художник пытается передать зрителю буквально, регламентируя каждый его шаг внутри проекта. Попадая в плотно насыщенное керамическими объектами и фигурами пространство инсталляции, зритель перемещается, ориентируясь на указатели «Поверни», «Вернись», «Стой», не оставляющими ему свободы действия, а камеры наблюдения бдительно отслеживают каждый жест и каждый шаг посетителя.

Первая часть инсталляции – это мир ускользающий, еще немного – и мир-утопия, населенный образами, отражающими авторское мировосприятие, в основе которого гармония, экологичность, духовность. Терракотовые фигуры, созданные в узнаваемой авторской манере, группируются, выстраиваясь в своеобразное ритуальное шествие материальных и в то же время бестелесных образов. Размеренное идиллическое движение разбивается с появлением новых «улучшенных» персонажей.

Эти терракотовые фигуры – результат социально-антропологической деформации, возникшей под воздействием высокотехнологичной среды. Художник создает своих киборгов, объединяя традиционную, как и тысячу лет назад, технику работы с глиной и современные техногенные элементы вроде материнской платы компьютера или смартфона с зияющей пустой глазницей-камерой. Терракотовый киборг – понятный образ современного обывателя, обработанного цифровыми технологиями, символ трансгуманизма и его продукта – нового человека с измененной биологической и нравственной природой. Как ребенок играет с солдатиками, так художник-визионер играет со своими персонажами, предвидя новые сюжеты их существования в уже недалеком будущем.

В пространстве инсталляции, символизирующем новый «лучший» мир, где отменены старение и, может, даже смерть, обитает новый постчеловек, который, по представлению художника, умер уже давно. В тот самый момент, как смирился с утратой своей социальной и духовной самости, еще до непосредственного вмешательства в природу собственного тела, в момент допущения самой возможности этого. Ядовито-зеленое полипропиленовое покрытие – имитация газона – не оставляет надежды: «пациент скорее мертв».

Размышляя о глобальных цивилизационных изменениях, сосредотачиваясь на «болезнях» человечества, Валерий Байцаев не имеет протокола лечения. Как человек верующий, он уповает на Бога. Deus ex machina – «придет Бог и все разрешит», даст человечеству надежду на чудесное спасение, пусть даже ему снова придется пройти длинный путь от мальчишки Икара до «Вояджера», бороздящего глубины космоса.

В рамках социокультурного проекта «Человек дошедший» 14 февраля состоятся открытие проекта с участием художника Валерия Байцаева, а также культурно-просветительская программа, включающая лекции на самые разные темы, которые поднимает проект, и мастер-классы по керамике под руководством В. Байцаева.

Возрастной ценз – 6+

Другие публикации

См все