«Сталь. Стекло. Бетон» – фотовыставка Михаила Розанова о консолидирующем значении архитектуры модернизма

17:59 13.10.2023

Владикавказ. 13 октября. КрыльяTV – В Северо-Кавказском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина с 5 октября проходит персональная выставка известного российского фотографа Михаила Розанова – «Сталь. Стекло. Бетон». Работы художника можно будет увидеть в течение полутора месяцев, вплоть до 20 ноября.

Геометрические формы и оптимизм – расцвет модернизма в Европе пришелся на период после Второй мировой войны, сплотив целые нации общечеловеческой верой в светлое будущее.

Это эпоха реконструкции крупных городов с радикальным изменением их структуры, пересмотром отношения к функциональности сооружений, и, конечно, использованием новых материалов и конструкций… поэтому в зданиях послевоенного времени так много стекла, стальных конструкций, необработанного железобетона.

На своей выставке Михаил Розанов представляет кадры европейской архитектуры 1950-1980-х годов; фотографии модернистских сооружений, сделанные в Москве, Лондоне, Париже, Берлине, Мадриде, Роттердаме, Милане, Белграде, Хельсинки до пандемии, расположены хаотично, без деления экспозиции по странам или эпохам.

По мнению самого автора, это решение подчеркивает, что в пространстве искусства и стиля есть только одна граница – между оригинальным и вторичным, талантливым и бездарным… Поэтому блестящие московские здания эпохи модернизма стоят в серии рядом с парижскими или мадридскими.

Двигаясь вдоль стен выставочного зала ГЦСИ, впиваясь взглядом в фотоснимки, действительно не думаешь о территориальном или временном аспекте – в мыслях только наблюдение удивительных форм, созданных рукой, в первую очередь, человека, а уже потом итальянца, англичанина, француза, русского…

Идею выставки легко уловить также благодаря цветовому решению Розанова, который долгое время работает в монохромном стиле. Благодаря отсутствию пестрых красок, сооружения из стали, стекла и бетона выглядят будто бы «чище» и зримее. Нет лишних человеческих фигур, движения, хаотичного транспорта, нет фонового шума, который мешал бы зрителю вести диалог с историей прошлого столетия.

Чтобы оценить работы современного российского художника, необязательно проявлять интернет к архитектуре или же увлекаться фотографией – достаточно быть пытливым наблюдателем. Тем самым, который, прогуливаясь по улицам Владикавказа или любого другого уголка Северной Осетии, России, мира, цепляется взглядом за мелочи и видит в них прекрасное.

Выставка «Сталь. Стекло. Бетон» организована Северо-Кавказским филиалом Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина совместно с Фондом содействия развитию современного искусства «RUARTS».

Аделина Камбегова. Фото автора

Другие публикации

См все