Проблема мусора – не спор о том, «кто виноват», а сигнал о системном кризисе

Фото: pobeda.altspu.ru
Владикавказ. 20 марта. КрыльяTV – Глава Северной Осетии Сергей Меняйло демонстрирует удивительную избирательность в решении проблем. Жители целых сел и кварталов Владикавказа месяцами ждут реакции на всевозможные нарушения, но их обращения остаются без ответа.
Тактика микрополитики, возможно, выгодна – фокусирование на незначительных проблемах позволяет игнорировать системные вопросы своей компетенции. Не берусь что-либо утверждать, но это часто связано с политическим манипулированием – акцент на мелких инцидентах создает видимость активности или отвлекает внимание от нерешенных масштабных вопросов.
Пока чиновники «тушат» мифические пожары, настоящие проблемы остаются без внимания, а Северная Осетия погружается в экологический кризис.
Звучит страшно, но именно это нас ждет, если ситуация не изменится. Никто уже не говорит о том, что мы задыхаемся от пыли, грязи (в случае с пылью природа вновь выручила). Страшнее то, что наша республика теряет уникальные природные места. Например, в Гизеле выдаются новые участки под карьер, словно земли здесь бесконечны. Через пять лет там уже нечего будет добывать. Ситуацию с Фиагдоном даже описывать не стоит. Природа не восстанавливается по щелчку пальцев.
Проблема свалок и мусора – это всегда вопрос двойной ответственности. С одной стороны, мы как жители и наши действия напрямую влияют на экологическую ситуацию. С другой – уполномоченные органы власти обязаны создавать условия для правильной утилизации мусора, контролировать процесс и пресекать нарушения. У нас всегда два виновника – регоператор или население, все остальные тут не при чем.
Если власти не обеспечивают доступные пункты сбора, переработки мусора, даже сознательные граждане сталкиваются с трудностями. Например, во Владикавказе и в отдаленных районах нет специальных оборудованных мест для строительного мусора, поэтому возникают стихийные свалки. Часть населения воспринимает окружающее пространство как «ничье», выбрасывая мусор, где придется. Здесь нужны не только запреты, но и системная работа. Даже если законы предусмотрены, их реализация зависит от эффективности чиновников. Зачастую контроль формален, а строгость законов отражается избирательно.
Местные чиновники имеют страсть сравнивать наш Владикавказ и горожан с другими различными городами, странами и их обитателями. Вот, мол, у них так все строго, они любят свой город, а вы мусорите, творите что хотите (разделять на «вы/мы» — принципиальная позиция осетинских чиновников).
При этом у них не возникает желания перенять положительный опыт. Например, снижение тарифов за сдачу вторсырья или гранты для активистов, организующих уборки. В Германии и Норвегии за сдачу пластиковых бутылок и алюминиевых банок в специальные автоматы люди получают деньги. В Норвегии 97% тары возвращается на переработку. В Хельсинки (Финляндия) через специальное приложение жители сообщают о незаконных свалках, а власти оперативно их устраняют. В Стамбуле (Турция) в метро установлены автоматы, где за пластиковые или алюминиевые бутылки люди получают бесплатный проезд и пользование общественным туалетом. Есть аппараты, которые за пустую тару выдают корма для бездомных собак и кошек.
Если виноваты исключительно граждане, которые не приучают своих детей к чистоте (идея «чистота там, где не сорят» – чиновниками часто подчеркивается), то внедрите образовательные программы. Воспитывайте достойных сограждан, если хотите. Вводите детские эко-проекты.
Боюсь представить мусоросжигательные заводы в Северной Осетии, учитывая нашу особенность формально подходить к вопросам экологии. Это нам категорически не подходит. Я не выдумываю, можно почитать воспоминания Азы Ботоевой, стараниями которой еще в 90-х нас посетили специалисты из Швеции с целью построить высокоэффективный и исключительно экологически безопасный мусороперерабатывающий завод. Но не сложилось, потому что у нас были другие приоритеты.
В целом, опыт показывает, что чистота городов достигается не штрафами, а комбинацией инфраструктуры, технологий, экономических стимулов и вовлечения общества. Ключевое – превратить утилизацию отходов в системный процесс, где каждый – власть, бизнес, население видит свою выгоду и обязательства.
Проблема мусора – не спор о том, «кто виноват», а сигнал о системном кризисе в республике. Без ответственности власти мусорная реформа останется на бумаге. И это не заключается в том, чтобы установить тариф и остаться довольным собой.

Лаура Хадарцева
Главный редактор