Первый конкурс осетинского фольклорного парного танца «Ракаф-ма»
Учредитель конкурса.
Двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе, бизнесмен, меценат, большой поклонник осетинской хореографии – Махарбек Хазбиевич Хадарцев.
II. Цели и задачи конкурса.
- Выявление лучших исполнителей осетинского фольклорного парного танца. (Это позволит показать обществу, как должен исполняться осетинский фольклорный танец сегодня).
- Популяризация осетинского танца в обществе, с целью привить любовь к своим родным танцам, чтобы молодежь на праздниках чаще танцевала осетинские танцы, соблюдала и хранила свои традиционные ценности и культуру исполнения.
III. Условия конкурса.
- В конкурсе одна номинация: Осетинский фольклорный парный танец («хонгæ кафт» æмæ «тымбыл кафт» – танец приглашения и в продолжении круговой танец).
- Принять участие могут все желающие, любители и профессионалы, в возрасте от 18 лет.
- Продолжительность выступления – не более 5 минут.
- Возможно использование фонограммы или живого аккомпанемента – на усмотрение конкурсантов.
IV. Условия участия.
- Для участия в конкурсе необходимо до 10 марта 2024 года прислать видео с исполнением конкурсного номера (снятый в горизонтальном формате, одним кадром, без монтажа) на эл. почту (rakaf-ma@mail.ru), а также: копию документа, подтверждающего личность, краткую биографию (в свободной форме) и контактный номер телефона.
V. Программа конкурса.
Конкурсная программа состоит из трех туров.
- В первом туре жюри отбирают лучшие пары по видеозаписям, высланным на электронную почту: rakaf-ma@mail.ru.
- Во второй тур приглашаются пары, отобранные членами жюри, для участия в очном формате, где будут определены финалисты (от 8 до 12 пар, на усмотрение членов жюри).
- Третий тур – финал и награждение.
VI. Критерии оценки:
- соответствие национальному фольклору;
- исполнительское мастерство;
- выразительное исполнение и актерское мастерство;
- характер и манера исполнения;
- оформление номера и костюмы;
- музыкальное сопровождение танца.
VII. Сроки и место проведения.
• Первый (онлайн) тур пройдет с 10 марта по 1 апреля 2024 года.
• Второй тур состоится в Концертном зале СОГУ им. К.Л. Хетагурова
15 – 16 апреля.
• Финал и награждение состоятся в доме культуры с. Суадаг, 29 апреля (в Международный день танца).
VIII. Члены жюри.
В состав жюри входят ведущие специалисты осетинского танца, а также учредитель конкурса:
- Кокаев Таймураз Дзамболатович – заслуженный работник культуры РСО – Алания, заслуженный работник образования РСО – Алания, заслуженный работник культуры России, обладатель премии во славу Осетии, художественный руководитель образцового ансамбля народного танца «Маленький джигит».
- Хадарцев Махарбек Хазбиевич – двукратный олимпийский чемпион по вольной борьбе, бизнесмен, меценат.
- Карсанова Тамара Константиновна – ветеран ансамбля «Алан», лауреат премии ордена Андрея Первозванного, заслуженный врач РСО – Алания.
- Дзуцев Сослан Хасанович – музыкант, педагог, композитор, народный артист РСО – Алания и РЮО.
- Кокаев Алан Таймуразович – заслуженный артист РСО – Алания, обладатель личного приза Махмуда Эсамбаева «Хрустальный тореадор», проректор СОГУ им. К.Л. Хетагурова.
IX. Подведение итогов конкурса.
1. Итоги подводятся по окончании конкурса.
2. Победители награждаются денежными призами.
3. Все участники финального тура получают памятные призы.
1 место – 500.000 рублей
2 место – 300.000 рублей
3 место – 200.000 рублей
❗️ По всем интересующим вопросам обращаться по номеру –8-963-378-27-90 (секретарь оргкомитета Симзар Дзиова)
Аланский (осетинский) танец на протяжении длительного времени претерпевал изменения вследствие влияния хореографического наследия соседствующих народов, творчества профессиональных коллективов, а также классической и современной хореографии.
То же самое произошло и с музыкальным сопровождением, в котором сегодня используются красочные аранжировки, исполнение на различных современных инструментах с применением современных битов и звуков. Соответственно исполнители «питаются» многообразностью увиденного в сети Интернет и на различных публичных мероприятиях, используют лексику, трюки, рисунки, объединяют стили танца и манеру исполнения, а главное – характер исполнения, культуру. В результате это привело к размытию основополагающих канонов исполнительства осетинского танца.
Исполнитель может использовать различные движения, но, самое главное, чтобы они подходили или не противоречили осетинскому танцу, т. е. соответствовали осетинскому темпераменту и стилю. Танец, как и все остальное, должен развиваться, но не терять при этом свой генетический код, характер, присущий осетинскому народу, этикету, обряду, культуре поведения, манере исполнения, выражению азарта и благородства.
• Фольклорный танец – это бытовой танец, который исполняется в своей среде и имеет определенные традиционные для данной местности характер исполнения, движения, ритмы, музыку, форму одежды.
• Фольклорный танец – стихийное проявление чувств, настроения, эмоции. Выполняется такой танец в первую очередь для себя, а потом – для зрителя.