Во Владикавказе откроется выставка «Владимир Турусов. Иконопись», приуроченная к 1100-летию крещения Алании

12:41 24.08.2022

Владикавказ. 24 августа. КрыльяTV — Выставка «Владимир Турусов. Иконопись» откроется 25 августа в Северо-Кавказском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, сообщает пресс-служба учреждения.

Владимир Турусов – выпускник иконописной школы Ставропольской духовной семинарии, где ориентируются на стиль московской иконописной школы (сформировавшейся в Свято-Троицкой Сергиевой лавре), расцвет которой пришелся на конец XIV – XV века.

Художник, будучи глубоко верующим человеком, следует традиции, обозначенной заведующим иконописной школы при Московской духовной академии архимандритом Лукой (Головков), суть которой заключается в том, что икона – есть молитва, прочувствованный разговор иконописца с Богом. Поэтому мастер постоянно делает свой выбор – осознанно или интуитивно приближается к первообразу или отдает дань «своей человечине», допуская личную интерпретацию образов. «Ложь, когда, освоив ремесло, дальше технологии художник не идет».

Испытавший влияние визуальной культуры Северного Кавказа и Закавказья, Владимир Турусов вдохновляется иконами древней Сванетии и зодчеством южного Дагестана, архитектурой древних аланских храмов и наивным искусством осетинских скульпторов конца XIX – начала XX века Сико Каркусова, Сосланбека Едзиева и его последователей братьев Кайтуковых, творчеством средневекового армянского художника-миниатюриста Тороса Рослина. На иконах Владимира Турусова лики Спаса, святителей и Богородицы суровы и аскетичны, что сближает их с древними иконописными образцами.

В своей работе иконописец использует натуральные материалы и пигменты, например, яичную темперу, льняное масло, а также старые доски, которые он обрабатывает вручную, отдавая дань технологиям византийской иконописной школы.

Эта же эстетика простоты и нарочитой безыскусности прослеживается и в выполненных им окладах, материалом для которых служат медь, латунь, алюминий. Именно оклады, которые характеризуют его авторский почерк, делают иконы Владимира Турусова такими самобытными и узнаваемыми. Привычные вставки из полудрагоценных камней, вмонтированные в грубую поверхность металлического оклада, соседствует с подлинными сокровищами – деталями, связанными с личной памятью художника: осколком фарфоровой чашки, кусочком театрального номерка, бабушкиными орденами, брошью с раскрошенной эмалью, напоминающей старинную бирюзу. Несмотря на фрагменты предметного мира, волей художника попавшие из привычной среды в сакральное поле иконы и привнесшие в нее земное мироощущение, святость образа, который прежде всего создается для молитвенного предстояния, не нарушена.


«Турусова притягивают в иконописи первообразы, наполненные чувством глубокой истинной веры. Поэтому, при взгляде на работы мастера, возникает не просто чувство эстетического наслаждения: ты не только любуешься образами, но хочешь предстоять перед ними, вступать с ними в диалог. В его иконах нет ничего лишнего, что бы отвлекало от созерцания образа; лики, жесты притягивают взор. Особенно привлекает мастера образ Богородицы в многочисленных ее типах. Их трогательная простота, искренность настраивают на молитвенный лад. И даже светские люди, ценители церковной культуры не остаются равнодушными при взгляде на иконы Турусова. Современному человеку, чье сознание перенасыщено картинками из Интернета, необходимо такое созерцание, восстанавливающее систему его духовных приоритетов»,- отметила искусствовед Наталья Мусаева.

Владимир Турусов родился в 1970 году в селе Левокумское Ставропольского края. В 2005 году окончил иконописную школу при Ставропольской духовной семинарии, где учился у отца Сергея Рыбина. Член Творческого союза художников России. Иконы мастера украшают церкви Ставропольского края, находятся в частных коллекциях.

Другие публикации

См все